Мы съездили на съемки нового сериала СТС про русского парня в Лондоне. «Простите, а что это такое?» — спрашивают меня две японки, вероятнее всего, мать и дочь, и, не дождавшись ответа, принимаются фотографировать. На Портобелло-роуд в сердце пятничного базара идут съемки сериала «Лонdонграd», у тротуара припаркована «Лада» с правым рулем, из нее выходит Никита Ефремов и под прицелом оператора с камерой скрывается среди торговых рядов. «Стоп!» Возвращается обратно уже с индусом в чалме. «Блин, не успела сфоткать Никиту с чуваком в чалме», — говорю я одному из продюсеров. «А это же наш, в чалме!» — отвечает он и похлопывает приблизившегося индуса по плечу. Кажется, тот говорит по-русски.
Рынок Портобелло увековечен фильмом «Ноттинг-Хилл»: именно здесь под песню Ain’t No Sunshine When She’s Gone в разные времена года страдал по Джулии Робертс Хью Грант. Сейчас между развалами с винтажной посудой, ягодами и майками в стразовых котиках и битлах ходит другой герой — Никита Ефремов в роли Миши Куликова, основателя и до поры единственного сотрудника агентства «Лонdонграd». Главный герой нового сериала СТС — фиксер, парень, умеющий решать проблемы. А их у русских в Лондоне возникает множество: договориться с полицией, проникнуть туда, где заперто, найти человека, которого трудно найти, предложить выход из безвыходной ситуации. Все это умеет Миша, бросивший Оксфорд умник, хулиган и немножко авантюрист. Гендиректор СТС и генеральный продюсер проекта Вячеслав Муругов, которому принадлежит идея сериала про русских в Лондоне, говорит, что никогда не стал бы включаться в проект, в основе которого лежат стереотипы о соотечественниках: «Русские в Лондоне — на эту тему можно иронизировать, согласитесь, чем и воспользовался, например, канал Fox Live, сделавший реалити Meet the Russians. И даже когда мы обсуждали идею сериала с западными коллегами, они сразу подумали, что это будет что-то про олигархов и их жен. А я знал, что мы будем работать в категорически другом направлении».
Договориться с полицией, проникнуть туда, где заперто, найти человека, которого трудно найти, предложить выход из безвыходной ситуации. Все это умеет Миша, бросивший Оксфорд умник, хулиган и немножко авантюрист.
Ведущий сценарист проекта (а также наш бывший главный редактор) Михаил Идов говорит, что на идею сериала их с соавтором Андреем Рывкиным вдохновила биография общего товарища, который в свое время как раз работал в таком агентстве, как «Лонdонграd».
«В основном эти агентства занимаются, конечно, менее остросюжетными заданиями, чем «Лонdонграd», а скорее тем, чем занимается Миша в первой серии: встретить клиента в аэропорту, вытащить из кутузки, открыть в неурочное время бутик, подготовить ребенка к экзамену. Это стало для нас отправной точкой. Что интересно, почти все лондонские россияне, когда я им рассказываю фабулу сериала, тут же начинают вспоминать тот или иной похожий случай из собственного опыта или местного фольклора. Некоторые истории из жизни даже проникли в сюжеты отдельных серий, правда, в совсем неузнаваемом виде. Например, анекдот об учениках частной школы, продававших сигареты из дьюти-фри, постепенно превратился в сюжет о русском Ромео и ирландской Джульетте с кулачными боями в трейлерном парке. Но в этом и прелесть сериала. Можно в пределах одной канвы залезать в самые разные жанры».
Тот же богемный рынок Портобелло (даже сейчас, когда район стал более буржуазным, чем раньше) — не первое место, которое приходит в голову, когда думаешь про сериал о русском Лондоне. В кадр попадает пестрая толпа — любители «блошек», туристы, зеваки, продавцы блинов и владельцы собак. Продюсеры шутят, что сериал просто очень дорогой и все эти люди — оплаченная массовка в костюмах. На самом деле «Лонdонграd» никогда не задумывался как вылизанный сериал о роскошной жизни, это скорее история мира, в котором больше нет границ.
Сцена, на съемках которой мы находимся, строится вокруг какой-то загадочной батарейки, которую главный герой должен доставить адресату. Ефремов с партнером Павлом Ильиным сидят в праворульной «Ладе» (при этом Никита периодически раскачивает машину в такт уличной музыке), потом Ефремов выходит и быстрым шагом скрывается из виду. То, что половина успеха любого сериала — главный герой, — общее место. Если коротко, эта половина у «Лонdонграdа» уже есть. Ефремов — харизматичный, по первому плану легкий, непростой — такой герой, какой должен быть у истории с загадкой. Предложить ему роль решили сразу: идея возникла у продюсера Муругова и режиссера Дмитрия Киселева одновременно. Муругову — потому что Никита уже снимался в проектах СТС, а Киселев как раз сходил с женой в «Современник» на «Три товарища».
«Знаете, есть такая странная штука вокруг актеров такого уровня. Им боятся даже предлагать, — рассказывает режиссер. — И когда я говорю: «Никита Ефремов», все такие: «Да-да-да» и называют кого-то другого. Я говорю: «А Никите звонили?» — «Никите?! Вы хотите, чтобы мы прямо Никите позвонили?..» — «Простите, ну да, он же живой, в Москве, почему нет?»
Живой Никита между тем в перерыве между дублями сообщает, что во время лондонских съемок вот купил себе джинсы («впервые за год, наверное»), потом начинает пританцовывать под какие-то уличные барабаны, потом исчезает, потом появляется опять. Энергия этого проекта — во многом его энергия, и ее явно много. «Мне хотелось поразмышлять, насколько этот персонаж тоскует по родине, — рассказывает он. — Это вообще интересная тема сейчас, тоска по родине, и существует ли она вообще в таком мире, меняющемся в сторону… Слово вылетело. Глобализации. Ну правда, посмотри вокруг».
Русский человек почти всегда противостоит окружающей ему реальности, какой бы она ни была
Вокруг — плавильный котел, люди всех мастей собираются вокруг праворульной «Лады», припаркованной в сердце Лондона. Похоже, именно этого тут и хотели добиться. «Лично у меня идея «Лонdонграdа» во многом строилась на том, что русский человек почти всегда противостоит окружающей ему реальности, какой бы она ни была, — говорит сценарист Андрей Рывкин. — Взять, к примеру, машину — в России стремятся к Bentley, потому что этот автомобиль как ничто иное контрастирует с окружающей действительностью. У набитой аферистами «Лады» на Пикадилли — тот же эффект, но это только на первый взгляд, ведь по сути — это история про людей, которые, расставшись с Россией, так и не смогли выпустить из рук заскорузлый руль «жигулей». |