сериал Лондонград на СТС
Наша группа Вконтакте

Oxxxymiron про «Лондонград», свое прошлое и богатых детей

На СТС стартовал сериал «Лондонград» – о приключениях человека, который помогает русским в Лондоне решать свои проблемы. Мы поговорили с прототипом и автором главной темы сериала рэпером Оксимироном, чтобы узнать, что есть правда, а что – художественные допущения.

– Насколько то, что показано в «Лондонграде» , похоже на твой опыт жизни в Лондоне?

– Если абстрагироваться от того, что концентрация событий выше, чем в реальной жизни – элементарно потому, что это кино, – все очень достоверно. В то время градус безумия, с которым я сталкивался ежедневно по работе, был невероятно высоким. Вообще начну издалека: когда я только-только переехал в Англию вместе с семьей в 2000 году, то сразу понял, что тамошние русскоязычные живут в среднем крайне авантюрно. Причем это было еще до 2004 года, когда открылись границы с Прибалтикой и приехало много обычных трудяг. До той массовой иммиграции «русский в Лондоне» означало либо олигархическую прослойку, либо дипломатов, либо разнообразнейших проходимцев. Так, в 2000 году, чтобы познакомиться хоть с какими-то русскоязычными, я предпринимал разнообразные шаги, и везде мне попадался один и тот же мутноватый типаж русскоязычного, занятый сразу всем и ничем – машинами и запчастями, киносъемками и подозрительными кастингами, туманными инвестициями, кредитками и так далее. И в принципе то, чем занимаются герои сериала – это нечто среднее между вот этим классическим русско-лондонским типажом и той более рафинированной деятельностью, которой я занимался в конце нулевых, выполняя поручения состоятельных людей из бывшего СССР, скажем так. Что касается меня лично, главный герой безусловно не является мной, а я не являюсь им. Но истории, которые я рассказал Михаилу (Идову. – Прим. ред.), когда мы с ним познакомились, стали некой основой.

Тони Парсонс о русских в Лондоне – Он говорил, что все это написано не без твоего влияния.

– Я сильно отличаюсь от главного героя хотя бы потому, что я не гениальный математик, а достаточно посредственный гуманитарий. ( Смеется) Но учеба в Оксфорде, при том что главный герой не вписывается в оксфордское общество и пытается идти своей дорогой после университета, в целом его отношение к российской элите – смесь иронии, искреннего желания помочь и чувства превосходства – это абсолютно моя история. В главном герое уживается нон-конформизм с конформизмом – он работает в том числе с теми, над кем подтрунивает и кто ему неприятен, потому что ему остро нужен кеш. После университета я не совсем понимал, что хочу делать, но точно понимал, что не хочу идти в банк, офис, на какую-то размеренную работу. И в итоге меня занесло туда, где я сейчас – в музыку. Но между университетом и музыкальным успехом пролегала вот эта история длиной в четыре года, которая и легла в основу «Лондонграда».

Секс, трава и классовая ненависть в Оксфорде – Приятно выйти из такой истории победителем.

– Не хочу разговаривать штампами, но Лондон, как и любой мегаполис, знает множество историй, которые закончились иначе. Много тех, у кого не получилось, и наблюдать финалы таких историй довольно тяжело. Причем занятно, что истории успеха или фиаско не зависят от изначальной социальной прослойки (я перевидел все варианты), а лишь от силы воли и характера каждого конкретного человека. Вообще, если дать мысли немного уйти в сторону, то в Англии безумно классовое общество – может, даже больше, чем в России, просто там не такое сильное расслоение – и поэтому англичанин, выросший в поместье либо, наоборот, в социальном жилье, с огромной вероятностью там же и помрет. Социальный лифт минимален. Но у предприимчивых русских – и это очень интересный момент – есть возможность лавировать между местными социальными слоями, так как на них жесткие британские культурные коды как бы не распространяются. Они не вписаны в наследие Британской империи (вроде не европейцы, а вроде белые), и в целом англичане относятся к ним (во всяком случае, по моему опыту) как к диковинным исключениям из правил. Что и является ключом к посреднической и авантюрной деятельности.

– В первой серии главный герой встречает московского мальчика в аэропорту, ты в одной из песен как раз говорил, что тебе надоело «засовывать в частные школы арбатских мажоров». Происходили с тобой какие-то плохие истории?

– Здесь есть пикантный момент: когда я изначально говорил с Михаилом Идовым, я, в принципе, не очень хотел рассказывать эти реальные истории даже ему. Поэтому в итоге случаи, которые я ему рассказал, были существенно видоизменены. To protect me. (Смеется. ) Но бывали курьезные моменты. Например, в России состоятельный человек может легко приставить к дражайшему чаду охрану и слежку – в Англии же это несколько более накладно, да и есть ощущение, что в этом нет необходимости: ну типа в Англии все и так спокойно. Понятно, что та же серия с ирландскими цыганами – это вымысел, но как минимум одна схожая история была. В каждом, даже самом зажиточном районе по соседству живет обычная английская гопота. И при невероятном столкновении отпрысков российской элиты и английской гопоты возникают самые причудливые ( смеется ) ситуации, которые потом приходится разруливать: это может быть плохая компания, долги, мелкий криминал, запрещенные субстанции – и все это приходится решать, потому что бизнесмен Х на Рублевке недоволен и не может понять, как это его сын отправился в чопорную Англию, а связался с гопниками, о существовании которых никто даже не подозревал back home.

– И разруливал это ты?

– Я, соратники, конкуренты.

– А как ты пришел к образу жизни человека, который решает чужие проблемы в чужой стране?

– Я понял, что пришел к этому, убегая от решения собственных проблем, которых тогда была масса. А вообще случайность, наверное, и связи. С Оксфордом у меня не очень складывались отношения – уже то, что я туда поступил, психологически выбило меня из колеи. Это был абсолютно гаррипоттерский мир, а я туда пришел из обычной школы, без связей, без понимания того, что меня ждет, и прочего. И меня сам факт успешного поступления так парализовал, что я почему-то подсознательно решил: «Ну все, я поступил, остальное меня в принципе не интересует». ( Смеется. ) И занимался чем угодно, кроме непосредственно учебы. Например, воевал с клинической депрессией, писал рэп, а также был президентом оксфордского студенческого Русского общества (первым президентом которого был граф Юсупов, чуть позже убивший Распутина). И вот там у меня завязались кое-какие полезные связи и знакомства, хотя я это никогда не форсировал. Поэтому еще до того, как я окончил университет, представилась возможность чем-то таким заниматься.

Куда ходят русские в Лондоне – В оксфордской серии многое ли соответствует действительности?

– Оксфордская серия соответствует действительности в плане сеттинга: реальные места, бары, библиотеки и все такое – местность воссоздана максимально правдиво, не без моего участия. Что касается истории, то я не хочу спойлерить, но это своего рода интеллектуальная игра, как бы это более поэтично сказать, навеянная туманными шпилями Оксфорда… ( Смеется. ) Не надо искать там правду. Но серия крутая, и вызывает у меня дикую ностальгию.

– Скажи, а правда, что в Лондоне можно «потеряться» с правильными людьми, получить через них визу и жить себе там припеваючи?

– Я много чего видел. Нужно немного разделять периоды. Лондон времен книги и фильма «Больше Бена» – это вообще лафа, и там это очень хорошо описано. Это был конец 90-х – начало 2000-х, и там можно было творить просто все что угодно. Потом приехало очень большое количество русских, поэтому сейчас англичане уже все больше «на стреме» – наплыв людей, приспособленных к «муткам», привел к тому, что англичане начали ощутимо закручивать гайки. На моей памяти можно было, найдя по определенным каналам реальные европейские водительские права на чье-то имя, послать их с убедительно написанным письмом и своей реальной фотографией и получить настоящие британские на чужое имя, но со своей фотографией. И спокойно ездить. Есть целые русскоязычные семьи, живущие в Лондоне нелегально десятилетиями, не говорящие на английском и вообще никак не пересекающиеся с местной реальностью. О состоятельных людях я вообще не говорю – тут возможно все.

– Есть районы в Лондоне, в которые не стоит соваться ни при каких обстоятельствах?

– Смотря какие у тебя цели. ( Смеется. ) Одно время существовала вполне реальная бизнес-идея под кодовым названием «Хасл Турс», которая так и не была реализована, так как я перестал общаться с этим кругом людей – наверное, если бы я не занялся рэпом, сейчас бы занимался ей, потому что затея крайне хлебная. Если я правильно помню, в одной из более поздних серий «Лондонграда» есть линия, навеянная «Хасл Турс». Задумка была полной противоположностью деятельности агентства «Лондонград» – намеренно показывать грязную и опасную изнанку Лондона людям, которые устали от гламурного отдыха и при этом обладают значительными денежными средствами. Погружать их в гетто. Таких людей я бы привез в район Пекхэм на юге, чтобы сразу огорошить. С наступлением темноты там появляться точно не стоит. Вообще есть исключения, но в целом разделение Лондона таково, что север и запад – богатые, юг и восток – бедные. Кстати, если задуматься, это разделение очень сильно напоминает модель мира в миниатюре. Многие районы пережили джентрификацию: например, Брикстон раньше был очень криминальным районом, а сейчас туда понабежали хипстеры. С Хакни такая же история – вроде кое-где до сих пор стреляют, а вроде и условные капкейки с митболами.

Как одеваются в разных районах Лондона – Ты ведь еще и написал заглавный трек для сериала. Начинается песня со строчки из одного из твоих баттлов. Это случайность или ты сделал это специально?

– Я люблю заранее разбрасывать маленькие подсказки и намеки.

– Как ты написал трек? Это была твоя идея или СТС?

– Ни то, ни другое: предложение пришло от Михаила Идова. Честно говоря, я написал трек больше для себя, как некое послесловие к тому периоду жизни. Условно говоря: если бы в те времена, когда я бегал по Лондону в поношенной куртке цвета хаки и с трудом сводил концы с концами, у меня в плеере заиграла бы эта песня как саундтрек, мне бы это очень сильно психологически помогло, я думаю. Выход этого трека для меня – пресловутое закрытие гештальта.

 

Российский драматический телесериал Лонdонграd от канала СТС. 2015 год. Официально закрыт.